Самодельная камера и съемка в инфракрасном диапазоне

Прошло сорок лет,  я реализовал мечту, сделав "фотокубики", т.е. собрав самодельную камеру, позволявшую соединить практически любую оптику с матрицей и электроникой.  Для присоединения оптики к цифровой незеркальной камере я предложил выбрать старый довоенный стандарт с резьбой М39 с рабочим отрезком 28,8 мм. Прошло еще 4 года, и появился стандарт micro 4/3 и камера Panasonic Lumix DMC-G1.Это событие было анонсировано, как начало эпохи незеркальных камер со сменным объективом. Рабочий отрезок, как они пишут, примерно в 20 мм, позволяет использовать через переходные кольца объективы от самых разных дальномерных и зеркальных камер. Впрочем, из колец пока есть только одно, для объектива стандарта 4/3, а остальные, если и будут, то не благодаря, а вопреки производителям, потому что фирмы, вошедшие в "корпорацию 4/3", судя по всему, не заинтересованы в неконтролируемом развитии этой системы. Приятно, что витавшие в воздухе идеи получили массовое воплощение в металле и досадно, что фраза:Подробности стандарта доступны производителям фототехники и промышленным организациям на базе соглашений о неразглашении информации. Полные спецификации для частных лиц или для иных, образовательных или исследовательских целей -- не предоставляются. - делает этот стандарт малоприемлемым для создания "фотокубиков".
Развивая идею доступной пользователю изменяемой компоновки, я снял защитный фильтр перед матрицей и получил возможность снимать в инфракрасном диапазоне. Сделано это было тоже уже несколько лет назад, и я первоначально рассчитывал, что повторю эксперимент с более новой и более мегапиксельной камерой. Однако выяснилось, что то решение было в своем роде уникальным по простоте, поскольку последующие камеры стали чересчур умными, и обмануть появившуюся систему проверкой, снята ли крышка с объектива, оказалось не очень просто. Наличие этой системы не позволяет так же просто, как уCasio QV 3000 удалить объектив, не изменяя программное обеспечение камеры. 

Еще одной причиной создания данной статьи послужили публикации, в которых приводились снимки, сделанные многомегапиксельными камерами, но при неснятом защитном фильтре с матрицы. Оказалось, что длительные выдержки, вынужденно высокая чувствительность и, соответственно, высокие шумы нивелируют преимущества, и моя трехмегапиксельная камера оказывается вполне конкурентоспособной. Кроме того, в ряде статей известных фотографов проглядывала ностальгия по съемке в ИК диапазоне на пленку и говорилось, что пока ей реальную замену найти в цифровой фотографии трудно. При этом описывалось, как долго они готовились в свое время к съемкам в ИК диапазоне и как тщательно и опять же долго выборочно окрашивали (тонировали) снимки для большей выразительности. Сопоставив время, потраченное на переделку камеры, и время, необходимое на подготовки пленочной камеры к съемке в ИК диапазоне, я рискну утверждать, что и сегодня ИК фотография вполне доступна, хотя требует другой, но не большей квалификации, чем съемка на пленку, и сопоставима по затратам времени и денег. Бывший в употреблении Зенит или Цифромыльница сопоставимы по цене, а ИК пленка,  и реактивы с каждым днем становятся все более дорогой экзотикой. Автоматические аппараты типа Canon EOS 50 имеют не следящую за перфорацией зубчатую шестерню, а ИК датчик и непригодны для съемки в инфракрасном диапазоне. Следует также учесть, что не все объективы имеют метку на шкале дистанций для съемки в ИК диапазоне и, следовательно, необходимо время для юстировки системы и нанесения соответствующей метки на объектив.

Итак, как же это было сделано. Учитывая совсем маленький, 7 мм по длинной стороне, размер матрицы SONY ICX252AQ, для получения горизонтального угла зрения в 50 градусов был установлен 8 мм объективРыбий глаз "Пеленг". Поскольку используется только самый центр формируемого им кадра, то дисторсия уже не бросается в глаза, и даваемое им изображение без дополнительной коррекции сопоставимо с 37 мм объективом Мир 1, установленном на Зенит.


Камера без объектива с переходным кольцом с М39/28,8 мм на М42/45,5мм.


Камера с объективом Пеленг. Камера с этим объективом и ИК фильтром изображена в заголовке статьи.


Фильтродержатель, универсальное крепежное кольцо, бленда. Последняя необходима, поскольку угол зрения объектива много больше кадра, и легко поймать паразитный блик.

Хотя мы используем этот объектив как обычный, по конструкции - это рыбий глаз, и система крепления фильтров перед передней линзой у него не предусмотрена. К счастью, фирма Cokin выпускает универсальное кольцо с тремя винтами, позволяющее закрепить компендиум на оправу любого объектива. Получившаяся система получилась достаточно жесткой, с относительно высокой чувствительностью, позволявшей не прибегать к штативу, и мне удалось сделать довольно много снимков, часть из которых я сшивал в панорамы, чтобы выйти за ограничения 3Мп камер по разрешению. И это, пожалуй, был единственный случай, когда штатив с головкой типа описанной в статье был бы весьма полезен.  

Использование фильтра Cokin P007 (89B) позволяет без дополнительных усилий получить выборочное окрашивание, разделив собственно ИК изображение и яркие участки видимого диапазона. Практически, если сделать снимок чисто черно-белым, то изображение за этим фильтром аналогично снятому за чисто ИК фильтром типа ИКС 1. Но если его рассматривать как цветное, то небо из черного становится темно-коричневым. На самом деле цвета здесь вещь условная, поскольку большая часть изображения нарисована лучами света, который глаз не воспринимает. Поэтому в графическом редакторе можно инвертировать изображение по одному из каналов Lab, и получить небо холодного голубоватого оттенка. Впрочем, на мой взгляд, попытка придать привычный вид одному из элементов при полной фантастичности остальных еще больше разбалансирует впечатление от фотографии. Но в любом случае, это дело вкуса.
Нижеприведенные снимки сделаны с фильтром ИКС1 и Р007. Чтобы добиться равной выдержки в 1/125 с, в первом случае пришлось открыть диафрагму на 3 ступени, что негативно сказалось на резкости, и все равно кадр получился достаточно темный, так что пришлось увеличивать яркость в фоторедакторе, что привело к увеличению видимых шумов. Чтобы их уменьшить был применен фильтр подавления шумов GREYCstoration.


ИКС1

P007 (89B)
Все нижеприведенные фотографии сделаны с использованием фильтра Cokin P007 (89B).Съемка велась в формате JPEG с предварительно выставленным по серой карте балансом белого. В результате мы получаем разделение тонов, как на приведенной ниже фотографии.


В окне предпросмотра программы Krita видно, как изменится изображение если его преобразовать в Lab и инвертировать канал b:

Krina позволяет визуализировать процесс коррекции, это немного экономит время, но аналогичного результата можно добиться и в программе GIMP если в меню Цвет/Составляющие/Разобрать... выбрать цветовую модель LAB и разобрать на слои, затем инвертировать изображение в слое соответствующем каналу b и выбрать Цвет/Составляющие/Воссоединить. Естественно для операций с пространстве Lab можно использовать и Photoshop, но он плохо идеологически сочетается с принципами "фотокубиков" :-) 

Если инвертировать каналы а* и b*, то получим:


Ниже приведен еще один эксперимент с инверсией цветов.



Категория: Мои статьи | Добавил: fotozond (01.03.2009)
Просмотров: 1447 | Рейтинг: 5.0/4