Съемка пейзажей и ландшафтов - одно из наиболее проблемных направлений
съемки природы. Это не так сложно с технической точки зрения –
достаточно иметь штатив, для максимальной резкости, и уделить больше
внимания экспозиции. Так что же делает этот вид фотографии таким
сложным?
Прежде
всего, к съемке необходимо подходить творчески, чтобы суметь
запечатлеть настроение и передать его зрителю. Если техническую сторону
вопроса можно описать, то относительно творческой составляющей
фотографии можно только советовать – Вам необходимо развивать свое
видение по-настоящему уникальных снимков.
Оборудование
Начнем
с простейшего. Какой объектив выбрать? Не смотря на то, что отличные
фотографии можно получить с помощью любого объектива, предпочтительно,
все же, использовать широкоугольные объективы. Они позволяют
запечатлеть пространство пейзажа, подчеркнутую перспективу, которая
добавляет изображению глубины. Если Вы используете DSLR камеру с APS-C
сенсором, то обратите внимание на широкоугольник Sigma 10-20мм.; для
полнокадровых камер можно выбирать между Sigma 12-24мм., 16-35 мм. или
17-40 мм. Sigma 12-24 обеспечивает широкий угол обзора (наибольший из
ныне существующих для стандартных объективов), 16-35 и 17-40
обеспечивает значительно меньший угол обзора, но они обеспечивают
меньшие оптические искажения, особенно по углам изображения.
Эти объективы обладают максимальными апертурами от f/2.8 (16-35)
до f/5.6 (12-24), однако это не имеет большого значения. При съемке
пейзажей, почти всегда, используются малые значения апертуры, для
получения большой глубины резкости: как правило f/11- f/16.
Рекомендуется избегать очень малых значений апертуры, таких как f/32,
так как это приведет к снижению качества изображения из-за дифракции
(эффект снижающий резкость и контраст изображения).
Чувствительность ISO необходимо выставлять наименьшей, как
правило ISO 100. Не рекомендуется использовать ISO 50, доступную как
опцию в таких камерах, как Canon 5D или 1Ds Mk II, так как изображение
будет менее «шумным», чем при ISO 100, итак «идеального», а
динамический диапазон будет снижен. Снимая при ISO 100, изображение
будет практически без шумов, с широким динамическим диапазоном и
отличным качеством снимка, резкость которого можно улучшать, при
обработке, не опасаясь появления сильных шумов.
Выдержка: как вы понимаете, сочетание малой апертуры и малых значений
ISO даст большую выдержку. В зависимости от освещённости, выдержка
может быть от доли секунды (1/250 или 1/500) до нескольких секунд или
даже минут. При использовании современных DSLR камер, не стоит
опасаться «засвеченных» пикселей.
Если Вы серьезно увлеклись фотографией пейзажей, то должны
понимать необходимость использования штатива. Штатив – основной
элемент, обеспечивающий резкие, детализированные снимки, особенно при
длительной выдержке. Более того, штатив позволяет тщательно подобрать и
продумать композицию. Используя штатив, возможно использовать
специальную технику, позволяющую делать потрясающие снимки: на восходе
или закате сделайте пару снимков одной и той же сцены – первый
экспонируйте на небо, второй на передний план, затем совместите их –
получится оригинальный кадр с широчайшим динамическим диапазоном. При
съемке с руки будет невозможно снять два абсолютно идентичных кадра.
При пейзажной съемке не рекомендуется использовать фильтры, за
исключением поляризационного. Ультрафиолетовые и защитные фильтры также
бесполезны, так как они могут снижать качество изображения, уменьшают
резкость и увеличивают вероятность бликов. Кроме того, всегда есть
возможность использования фильтров программного обеспечения (например,
Photoshop).
Свет
Свет
- неотъемлемый элемент при съемке пейзажей. Правильный свет может
преобразить даже невзрачный объект, а неправильный может испортить даже
лучшую сцену. Занятно, но многие начинающие фотографы полагают, что
ясный солнечный день и безоблачное небо – отличные условия для съемки –
однако это не так - это худшие условия, которые можно представить для
съемки ландшафтов. Лучший свет это не яркий, полуденный, а мягкий свет
восхода или заката. Тени становятся четкими, цвета теплыми, насыщенными
и приятными для глаз.
Необходимо встать пораньше и лечь попозже чтобы запечатлеть
ландшафт в этом свете, но результат того стоит. Когда это возможно, я
уезжаю дня на 3-4 и устанавливаю палатку в живописном месте, или же я
останавливаюсь в бунгало в самых красивых уголках мира.
Иногда, можно сделать фантастические снимки ещё до восхода
солнца – вполне возможно сделать красивые ландшафтные снимки даже
ночью.
Когда возможно, захватите в кадр луну – она сделает его
интереснее. Города чрезвычайно красивы по ночам – несколько огней в
ночи создадут уникальную атмосферу.
Если
нет возможности или желания ждать заката или рассвета, снимайте в
полдень – это еще одна стратегия получения лучшего освещения. Если небо
безоблачно, постарайтесь исключить его из кадра, на сколько это
возможно и, наоборот, если облака образуют затейливый рисунок,
обязательно сделайте небо частью композиции. Поляризационный фильтр в
этом случае поможет подчеркнуть контраст между облаками и небом и
сделает более насыщенным краски.
Если объект съемки на переднем плане кадра (например,
человек), попробуйте уменьшить контраст и уменьшить интенсивность теней
«заполняющей» вспышкой, например Canon 580 EX и используйте
широкоугольный объектив.
Другая возможность получить отличный снимок – черно-белый
кадр! Из фотографии, снятой даже при плохом освещении, можно получить
отличный снимок, конвертировав его в черно-белый режим, однако не все
снимки выиграют от «обесцвечивания». В черно-белом режиме, явно
выигрывают кадры, насыщенные текстурами, гранями и другими контрастными
элементами, тогда как другие могут выглядеть «плоскими». В любом
случае, не брезгуйте экспериментами с контрастом при пост-обработке в
Photoshop.
Полуденная съемка, на закате или восходе, не единственное
время, когда фотограф может сделать качественный снимок. Даже когда
небо затянуто облаками или под проливным дождем можно получить отличный
кадр! Облака и штормовое небо добавят фотографии соответствующее
настроение, позволяют придать ландшафтам необычный вид.
Настроение
Одни и те же места могут выглядеть весьма
различно. Погода, время суток и еще множество различных факторов влияют
на окружение – оно никогда не бывает одинаковым. На двух снимках
показан один и тот же водопад. Первый снимок сделан летом, в солнечный
день – водопад практически не заметен, да и свет не очень приятный.
Короче, это типичный снимок, сделанный типичным туристом.
Второй снимок сделан в день, когда никто и не подумал бы
посещать этот водопад. Холодный осенний день, туман и дождливая погода,
усилившая водопад наполнили снимок настроением – он завораживает.
Не бойтесь снимать под дождем или снегом – профессиональные
объективы пыле-влагозащищенные, а даже если и нет, то все равно
вероятность повредить объектив ничтожна. Водопад был снят на Canon 350D
с объективом 17-85 IS. Если же вы хотите получить 100% защиту от
влажности, купите специальный пластиковый кожух.
Правило трех (и исключения)
Хорошая композиция – неотъемлемая часть фотографии
ландшафта, однако именно это наиболее сложная задача. Есть несколько
«правил», которые помогут Вам улучшить композицию, но Вы должны
постоянно развивать «творческий» взгляд, для получения достойных
снимков.
Наиболее распространенная ошибка начинающих фотографов –
размещение линии горизонта в центре кадра - как результат, статичное и
несбалансированное изображение. Первый шаг улучшения композиции –
съемка ландшафта согласно правилу «трех» Что это? Все очень просто –
мысленно разделите кадр на три части по горизонтали. И снимайте в
пропорциях 1/3 передний план, 2/3 небо или наоборот – 2/3: передний
план, а 1/3: небо. Иными словами – создавайте несимметричную
композицию.
Изображения ниже, являются отличными примерами этого правила.
Выбор пропорций уникален каждой ситуации – анализируйте сцену и
выбирайте наиболее оригинальный вид.
Снимок "А" Снимок "Б"
Снимок "В" Снимок "Г"
|
|
Снимок «А» сделан за час до восхода, пока луна и звезды все еще видны.
Небо окрашено градиентом цветов, в то время, как передний план весь
темный – следовательно, для лучшего результата, выбрано соотношение
1/3: передний план, 2/3: небо. На снимке «Б» единственным элементом на
небе было только солнце, в то время как на переднем плане красивый вид
гор – выбор: 2/3 – передний план, 1/3 – небо. Снимки «В» соответствует
снимку «А», а на снимке «Г» линия горизонта заменена линией раздела
воды и камня.
Естественно, правило «трех» не будет панацеей для всех фотографий. Если
объект имеет явно выраженную симметрию, то имеет смысл подчеркнуть это
и разместить линию симметрии строго по центру кадра.
Наиболее распространенные симметричные объекты это отражения –
расположение линии горизонта по центру кадра даст отлично
сбалансированную композицию – одна часть занята горой, а вторая ее
отражением в воде. Помимо отражений, хорошей линией раздела обладают
здания и другие творения человека. Исследуйте объект съемки, ищите
наилучший и интереснейший ракурс съемки.
Передний план и перспектива
Один
из наиболее действенных способов создать сильную композицию –
использовать широкий угол обзора и разместить на передний план
какой-нибудь объект (цветок, камень и т.д.) Этот объект, в сочетании с
усиленной широкоугольным объективом перспективой, даст ощущение
глубины.
Изображение слева показывает это на примере. Цветы на переднем
плане расположены всего в нескольких сантиметрах от объектива
(широкоугольного 17 мм.) в то время как горы находятся в сотнях метрах.
Для получения четкого изображения использовалась очень меленькая
апертура f/20.
При съемке ландшафтов необходимо использовать только ручную
фокусировку, особенно при съемке объектов вблизи камеры. Обычно, имеет
смысл фокусироваться на 1-1,5 метрах, если ближайший объект в
нескольких сантиметрах от объектива и на 2-3 метрах, если ближайший
объект расположен в 50-0 см. от объектива.
Глубина резкости должна вмещать все объекты. Рекомендуется
избегать значений апертуры f/22 или f/32, за исключением случаев когда
это необходимо, так как качество изображения будет ухудшаться из-за
эффекта дифракции.
Если Вы решили специализироваться на съемке ландшафтов, вы
должны присмотреться к специальным объективам, например Canon EF 24 мм.
f/3.5 TS-E. Уделите особое внимание штативу, так как при съемке с
широким углом обзора, легко захватить в кадр нежелательные элементы.
Другие элементы композиции: направляющие, диагонали и текстура
В природе существует множество элементов, помогающих создать
выразительную композицию – диагонали наиболее влиятельные из них.
Используйте диагональные линии для акцентирования внимания зрителя к
объекту или создания симметрий. Если Вы присмотритесь внимательнее, то
увидите что все вокруг подчинено неким направляющим (склоны гор на
снимке). Ищите направляющие и пробуйте вписать их в композицию.
Узоры (повторяющиеся формы) и текстуры еще одни элементы в
композиции. Разглядеть в природе естественные узоры не просто, а вот
различные текстуры встречаются часто: мелкие частицы песка, кора
деревьев, камни и еще множество интересных объектов помогут сделать
снимок интереснее.
Источник: Juza Nature Photography
|